ВЕРНУТЬСЯ В "СТАТЬИ"

Несколько слов о том, чем я занимаюсь

 (В редакции от 29.08.2008)

    На данный момент основной спецификой моей работы является восстановление информации с накопителей на жестких магнитных дисках - НЖМД (в просторечии - "винчестеров"), утерянной, либо недоступной, вследствие возникшей неисправности таковых как по причине производственного дефекта, старения, механического и электронного износа частей, составляющих накопитель, так и вследствие деструктивных действий самого пользователя по отношению к механической, электронной и программной части накопителя, установленной ОС, файловой системе оной, структуре каталогов, файлов и т. д. и т. п. Также, по мере технической возможности и при наличии в свободном доступе запчастей, производится и ремонт накопителей.
   
    1.
В самом начале хочу обратить ваше внимание на то, что ремонт НЖМД и восстановление данных с него это вовсе не одно и то же! По затрате рабочего времени, нервов, электроэнергии :) эти, на первый взгляд, столь схожие процессы могут отличаться в несколько раз. Причем вовсе не в пользу ремонта. С чем это связано?
    Наиболее полный программный ремонт винчестера, следующий, естественно, за полноценным аппаратным ремонтом - это заводской цикл самотестирования (так наз. selfscan, burn-in и т. п.) или же, как минимум, наиболее ответственные его участки, как то: проверка магнитных поверхностей, устранение дефектов на них, проверка работы блока магнитных головок (БМГ), проверка корректной работы платы электроники. Естественно, для выполнения этих процедур необходимо выполнять многократные циклы чтения-записи(!) в накопитель и с него. Понятно, что после полноценного ремонта на накопителе не останется ни дефектов, ни файловой структуры, ни ОС, ни данных. Ничего!..
    Восстановление же данных связано "с обязательным переносом их на другой исправный накопитель" (С. Казанский). Как бы сама собой разумеющаяся мысль! Для многих она вовсе не очевидна! И поверьте мне, зачастую этот самый "перенос" требует усилий, сравнимых с теми, которые применял барон Мюнхаузен, вытаскивая себя за косичку из болота.
    Итак, вывод: чтобы извлечь из неисправного накопителя данные ремонтировать (в привычном понимании слова) его нельзя! Т. е. никаких действий, даже похожих на деструктивные по отношению к оставшейся на диске информации производиться не должно!
    С другой стороны, вследствие определенных манипуляций, связанных с восстановлением данных, "винчестер" может прийти в полную неремонтопригодность. Хотя при этом данные будут спасены.
    Вот лишь некоторые проблемы, с которыми можно столкнуться при восстановлении информации. Тем не менее, данные можно сохранить. Далеко не всегда и не все. Но можно. Каким образом? Это уже проблемы сугубо специалиста, которому вы эту процедуру доверяете.

    2. Что касается ремонта. Необходимо знать и помнить, что "винчестер" является аппаратно-программным устройством. И, в принципе, можно было бы разделить ремонт на программный и аппаратный. Но на практике в большинстве случаев программные сбои вызваны неисправностями электронной части (Fujitsu, IBM, WDC), за редким исключением, когда сам производитель допускает ошибки в написании микропрограммы. И очень редко программный сбой вызывает неисправность электронной или механической части накопителя (Quantum). Посему грамотный специалист должен знать или по крайней мере попытаться найти причину неисправности того или иного характера и устранить её или же дать мотивированный ответ о невозможности ее устранения.
    Опять же после восстановления, накопитель проходит ряд довольно жестких тестов на предмет проверки успешности или неудачности ремонта. Не исключаются случаи, когда накопитель не просто не проходит эти тесты, а окончательно выходит из строя (Quantum, IBM, реже Fujitsu). Обвинять в этом сервис-инженера не следует. Инженер - не волшебник и не провидец. На основе своих знаний и опыта он проводит определенные операции с накопителем, с весьма большой долей вероятности предполагая его конечное поведение. Поэтому и дается гарантия на работу, т. к. всё-таки конечная проверка ложится на плечи клиента. Необходимо и это понимать.

    3. Существует масса иных проблем, с которыми приходится сталкиваться при ремонте. Это и элементарное отсутствие запчастей. И технологические недочеты изготовителей винчестеров ("дешева рыба - погана юшка"). Неподготовленность пользователей в плане грамотной эксплуатации накопителей, и как следствие, неисправности, которых можно было избежать. Да мало ли...
    Немаловажный фактор, делающий невозможным какой-либо ремонт - неквалифицированное вмешательство. Ныне появляется масса "специалистов", не вложивших ни копейки ни в оборудование, ни в ПО, ни в литературу, ни, в конечном итоге, в свои опыт и зания, и при этом смело берущихся за "ремонт" НЖМД. Настоящий же специалист прекрасно понимает, что ничего не вложив он ничего и не получит. Поэтому приходится по мере своих сил и возможностей вести и свою научно-исследовательскую деятельность. Покупать неисправные, вскрытые, разукомплектованные аппараты, дабы на них ставить экперименты, отрабатывать технологии ремонта и т. д. и т. п. Приходится "убивать" и абсолютно исправные "винты". И случайно, и намеренно.

    Вот, собственно, краткий экскурс по моей спецификации. Надеюсь вы поняли, что ремонт НЖМД и восстановление данных немного посложнее будет, чем операции по подкачке колес и замене масла в автомобиле :) , за которые тоже, как ни странно ;) , берут деньги. И хотелось бы, чтобы то дело, которым я занимаюсь, за которое я болею, нашло бы если не живой отклик, то, как минимум, понимание в душе и, что немаловажно, голове пользователя.

    Виталий Розизнаный AKA Rozik

ВЕРНУТЬСЯ В "СТАТЬИ"